20:13 Фотограф Сергей Лобовиков (19 июня 1870, село Белая Вятской губернии — 1941, Ленинград) | |
![]() Вдовья думушка. 1907-08 ![]() Домовница. 1909-10 44 jpg | 430-1024 pix по дл. ст. | 3,69 Mb Термин "пикториальная” фотография произошел от английского слова pictorial, что в переводе означает – "живописная” и является по сути своей разновидностью художественной фотографии времен импрессионизма и модерна. Мастера пикториалисты игрой света и тени, вкупе с уникальными методами фотопечати совершали метаморфозы, в результате чего обыкновенные фотоснимки становились больше похожи на рисунок или гравюру. Примечателен тот факт, что фотохудожники, преимущественно, приукрашали действительную реальность, но к реализму – пикториализм не имеет никакого отношения и смешивать эти понятия нельзя. ![]() Автопортрет 1908 ![]() Сергей Лобовиков (1928, Москва, мастерская Наппельбаума) На общем фоне фотографических художников начала двадцатого века ярко выделялся выдающийся русский мастер Сергей Лобовиков, который никогда не продавал и почти никому, за редким исключением, не дарил своих жанровых снимков крестьянского быта, полагая, что его творческое наследие в жанре пикториализма должно храниться на родине – в Вятке. Будучи обладателем многочисленных наград за участие в международных выставках, он был членом-корреспондентом Общества развития фотографии в Дрездене и в 1910 году, Сергей Лобовиков удостоился звания почетного члена Лондонского фотографического салона. В те далекие времена, как в Европе, так и в Америке выставки пикториальных фотографий, изготовленных способом "благородной печати”, пользовались огромной, постоянно увеличивающейся популярностью. И это не удивительно, потому, как подобные работы походили больше на картины маститых художников-сюрреалистов. На русский пикториализм, как на явление, довольно продолжительное время никто не обращал особого внимания. Не удостаивались признания и фотографы, создающие настоящие произведения фотографического искусства в романтическом и мистическом стиле, в которых воспевалась высокая духовность русской души. Никому из именитых к тому времени российских фотохудожников и в голову не приходило, что простой русский человек, из, далекой от центра России, Вятки – Сергей Александрович Лобовиков, сможет cоставить настоящую, непревзойденную конкуренцию хваленным западным мастерам. "Я фотограф мужицкий!” – именно таким эпитетом обозначал себя Сергей Александрович. И отражая повседневную жизнь русского крестьянства в своих сериях фотографических работ не единожды добивался сокрушительных побед, принимая участие в международных выставках проходивших: в Москве и Санкт-Петербурге, Ницце и Киеве, Будапеште, Дрездене и Гамбурге. Настоящие романтики фотографического процесса трудились над созданием выразительных портретов, в числе которых были представители различных социальных слоев многогранного российского общества конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, не пренебрегали мастера и характерными русскими пейзажами, и изображением обнаженных тел. Ню русских фотохудожников, благодаря удивительным композициям с использованием эффектов света и тени снискали у зрителей непревзойденный успех. Но в 1935 году, пикториальная фотография подверглась гонениям со стороны идеологов коммунистической морали. Этот жанр обвинили в пропаганде буржуазного образа жизни, в результате чего, на художественную пиктореальную фотографию в СССР наложили вето на публикации и выставочные экспозиции и она надолго была вычеркнута из поля зрения поклонников. От былой славы сохранилась лишь малая толика в виде негативов и авторских отпечатков пионеров отечественной пиктореалистики, да и то, преимущественно в частных коллекциях и запасниках провинциальных музеев. Желание мастера сбылось, и Сергей Лобовиков оставил родной Вятке, бесценное наследство в качестве авторской коллекции, уникальной фотографической деятельности, отказавшись от продажи дарения своих работ еще на заре своего победного шествия по миру, перед отъездом в Ленинград, где он работал, начиная с 1934 года в фото-кинолаборатории при Академии наук СССР, выполняя макро- и микро- фотосъемки по заказам Ботанического института и иных научных-исследовательских институтов АН СССР, по ноябрь 1941 – жизнь выдающегося мастера оборвалась в военное лихолетье. ![]() ![]() Закат. 1907-08 ![]() Из наших лесов. 1907-08 ![]() На консультацию (В почтеньи). 1925/26 ![]() Новая сказка. 1909 ![]() ![]() За корминкой. 1907-08 ![]() В гости к бабушке ![]() Бродячая Русь ![]() ![]() Крестьянин ![]() Поучение ![]() Учеба ![]() Шаляпин, отец ![]() Деревенский сапожник ![]() ![]() ![]() ![]() Беседа. 1914-1916 ![]() В красном углу (Пасха) ![]() Старый да малый ![]() На строительстве ![]() ![]() ![]() Красавицы ![]() ![]() ![]() ![]() Александро-Невский собор ![]() Алексей Юсупов (1910 - 1912) ![]() г. Вятка. Речной порт (1900-е годы) ![]() г. Вятка. Вид на город из-за реки (1910-е годы ![]() Кафедральная площадь и Свято-Троицкий кафедральный собор (1890-е годы) ![]() Обзорный вид Вятки ![]() Парад Красной Армии в Вятке. 1919 г ![]() Спасская улица в Вятке ![]() Вид на улицу Вознесенскую ![]() Воскресенский собор Другие материалы по теме:
| |
|
Всего комментариев: 0 | |