Приветствую Вас Гость!
Пт, 29.03.2024, 08:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

***

Новости

Теги

Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Друзья сайта

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

Главная » 2012 » Декабрь » 9 » Carlo Bossoli (1815 – 1884). The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea
04:04
Carlo Bossoli (1815 – 1884). The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea




55 JPG | 1024 px по дл. ст. | 12,3 MB
1 DJVU | 35,1 MB

Альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» являет развернутую панораму бытия посреди роскошной природы: великолепные виды Южнобережья и морские перспективы, пейзажи Крымских гор и тихая прелесть уютных долин, романтические руины древнего Херсонеса и суровые стены генуэзских крепостей, таинственные «пещерные города», заброшенные старые кладбища и экзотика мусульманского Востока... Следы ушедших цивилизаций — от античности до нового времени.


 Карло Боссоли (Carlo Bossoli) родился в 1815г. в швейцарском Лугано в семье ремесленника. Через пять лет семейство Боссоли переселилось в Одессу. Здесь будущий маринист пошел в школу, а когда ему исполнилось 11 лет, начал работать в антикварной лавке по продаже эстампов, где много рисовал и копировал в свободное время. С 1828г. он работал в мастерской театрального художника Одесской оперы Наннини. Успехи молодого итальянца были замечены губернатором Новороссийского края и Бессарабии графом М.С.Воронцовым, который заказал Карло Боссоли ряд работ с видами Одессы, чем вывел его семейство из бедственного положения, последовавшего за смертью отца. В 1837г. в одесской типографии Д. Кленова на основе этих рисунков был выпущен альбом черно-белых литографий – первое издание работ К. Босоли. В 1839-1840 гг. графиня Е.К. Воронцова пригласила Боссоли в путешествие по Италии, что позволило ему углубленно изучать классическую школу живописи, познакомиться с современными итальянскими художниками.
  Вернувшись из Рима, он приезжает в Крым, останавливается в Алупке. За два года (1840-1842) Карло Боссоли объездил практически весь Крым. Крымские впечатления выразились в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже), свидетельствующих о том, что именно к этому времени он стал блестящим рисовальщиком. Помимо декоративности и живописных достоинств, эти произведения интересны особой точностью передачи деталей, будь то виды центральных улиц Севастополя, Симферополя, торгового порта и части ялтинской набережной или детальное изображение военных кораблей и фортификационных сооружений севастопольской бухты.
  В 1843г., уступая желанию престарелой матери, мечтавшей вернуться на родину, художник покидает Россию, где прожил 23 года и где сформировался его талант.
Несколько лет провел Карло Боссоли в путешествиях от Скандинавии до берегов Северной Африки. Его путевые рисунки – это своеобразная «изобразительная журналистика». Они популярны, печатаются многими известными изданиями, в частности «Таймс». В 1851г. он снова побывал на своей второй родине, в России, где создал новую серию работ, посвященных Москве и Петербургу. В 1856г. крупное лондонское издательство «Day and Son» выпустило большой альбом литографий наиболее примечательных мест в Крыму.
В 1860-1861 годах Боссоли – в рядах пьемонтской армии участвует в борьбе за освобождение Италии от австрийского владычества. Более 150 работ, запечатлевших эти события, характеризуют художника как выдающегося баталиста, мастера панорамы.
О последних годах жизни художника известно немногое. Он обосновался в Турине, выстроил дом, частично напоминавший эклектикой архитектуры Воронцовский дворец, столь поразивший воображение юноши. Не создав собственной семьи, воспитывал горячо любимого племянника. В 1884 году в возрасте 69 лет Карло Боссоли скончался и был похоронен в своем родном городе Лугано.

 Более 200 лет отделяет нас от времени, когда Крым «вошел под Державу Российскую» и стал предметом пристального внимания иностранных и российских путешественников.
  Увлечение Крымом, особенно в 20-30-е годы XIX века, в значительной мере связано с романтической идеализацией и совпадает с эпохой ретроспективных настроений в культуре. Романтический век пробудил интерес к далекому минувшему, к суровому средневековью с его идеалами рыцарства, к загадочному Востоку с живописной дикой природой, своеобразным бытом и жизнью, исполненной опасности и отваги. Эта духовная атмосфера проявляется в восприятии Крыма: осколок Древней Эллады, уголок экзотического Востока, первозданный рай, «terra incognita»...
   Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815—1884). Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной преданиями земли Тавриды.
  Талантливый рисовальщик, неутомимый путешественник, автор изумительных путевых зарисовок, один из основоположников традиции «изобразительной журналистики», Карло Боссоли еще при жизни познает громкую славу. Человеческая и творческая судьба его во многом определилась благодаря деятельному участию М.С.Воронцова, а также жизни художника в Одессе и Крыму.    Это своего рода этапы становления мастера. Последовательно связанные между собою, они сформировали круг интересов художника, предвосхитили его творческие устремления и потому заслуживают внимания.



  Михаил Семенович Воронцов — это поистине история в мемориальном пространстве. Как утверждали современники, «с него начинается та блистательная страница Юга России, которой может гордиться наше Отечество». Эпоха князя Воронцова, в 1823 году вошедшего в должность Генерал-губернатора Новороссии, полномочного наместника императора в Бессарабии (а с 1844 года и на Кавказе), знаменует подлинное экономическое и духовное освоение этих земель. Политик, администратор, талантливый предприниматель, общественный деятель, обладающий широкими либеральными воззрениями, он был одним из наиболее культурных людей своего времени. Сочетанием романтизма с трезвым и даже утилитарным взглядом на вещи, составляющим чисто родовую черту Воронцовых, он сумел достичь высот в свете и при дворе, скопить значительные земельные капиталы и при том прославиться как щедрый покровитель науки и культуры.
За время правления М.С.Воронцова весь Новороссийский край, Крым, отчасти Бессарабия и труднодоступный Кавказ исследованы, описаны, иллюстрированы гораздо точнее и подробнее многих частей России. М.С.Воронцов лично содействовал экспедициям, изыскивал средства, предоставлял ученым свои библиотеки и даже фамильный архив. В результате появились ценные издания о природе, истории, экономике, географии края. В разное время при «безотказном содействии просвещенного правителя» путешествовали по Крыму и Кавказу академик П.Кеппен, К.Монтандон, Т.Ванцетти, археолог Н.Мурзакевич, историк и лингвист А.Фиркович, художники Г.Чернецов, К.Боссоли...
   Карло Боссоли родился в швейцарском городе Лугано. Спустя пять лет семейство переселяется в Одессу. Сей выбор не случаен. К тому времени Одесса была важнейшим русским торговым портом на Черном море, строительством которого руководил выходец из Италии де Рибас. К началу века итальянцы составляли 10% населения города». Привлечение иностранцев в южные пределы России, придание им многочисленных льгот было частью политики в сфере развития торговли, внешних связей, культуры; политики, с блеском продолженной М.С.Воронцовым. Так в Одессе сложилась колония «русских итальянцев». На первых порах в ней, естественно, преобладали негоцианты и мореплаватели. За ними потянулись ремесленники, фармацевты, школьные учителя, люди искусства. В Одессе обосновались известные архитекторы, скульпторы, художники: Торричелли, Наннини, Фазарди, Бигатти...
Попав в артистическую среду, К.Боссоли рано обнаружил незаурядное художественное дарование, чему в немалой степени способствовала работа в антикварной лавке по продаже эстампов, где в свободное время он много рисовал и копировал. Первыми учителями были, вероятно, одесские художники его окружения. Известно, что с 1828 года он работает в мастерской Наннини — художника Одесской оперы. Вскоре успехи талантливого иллюстратора и пейзажиста были замечены графом Воронцовым, который заказывает ему работы с видами Одессы.
   Фортуна явно благоволила к молодому итальянцу. Впрочем, как и Е.К.Воронцова, по совету и настоянию которой К.Боссоли отправляется в Италию. Он провел там немногим более года (весна 1839-лето 1840): углубленно изучал классическую и современную школу живописи. По возвращении художник принимает приглашение М.С.Воронцова и отправляется в Крым, в Алупку. Было ли это посещение первым. Таких свидетельств мы не имеем. Но то, что К.Боссоли жил здесь в 1840—1842 годах, известно доподлинно. Объездив весь полуостров как путешественник, исследователь, живописец, он выразил свои впечатления в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже). Работы 1840—1842 годов убеждают, что именно в Крыму окончательно сложилась творческая манера художника: виртуозное владение техникой рисунка, реализм, глубокое чувство натуры и перспективы.
   В 1843 году по настоянию матери, мечтавшей вернуться на родину, К.Боссоли покидает Россию, где прожил 23 года. Он объездит полмира, обретет известность как изорепортер (его путевые заметки печатали во многих престижных изданиях, в частности в «Тайме»); некоторое время будет даже придворным английским живописцем. Но очарование благословенной Тавриды осталось в его сердце навсегда.



 Альбом цветных литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» увидел свет в 1856 году. Как известно, в то время Европа переживала Восточную (Крымскую) военную кампанию. Есть сведения, что в 1855 году К.Боссоли побывал в Крыму, запечатлел военные события в нескольких острых, исполненных драматизма работах. Они принципиально противостояли ложно-героическим откликам, столь распространенным в странах антироссийской военной коалиции. В том же году К.Боссоли получил заказ от крупного лондонского издательства «Day&Son» на большой альбом с видами Крыма. Но, вероятно, издатели не осмелились противоречить официальному курсу и предпочли рисунки крымского цикла 1840—1842 годов. Альбом явился своеобразным «гид де вуайяж» — путеводителем по Крыму для офицеров и солдат союзных армий. Учитывая особое чувство благоговения к крымской земле, а также антимилитаристские настроения К.Боссоли, можно предположить, что издание альбома было попыткой художника убедить, сколь прекрасна эта земля, уникальны ее памятники, которые необходимо сберечь даже в жестоких баталиях.
   К настоящему времени издание стало редкостью чрезвычайной. Техника литографирования в цвете трудоемка, количество оттисков с одной матрицы ограниченно. Невозможно установить, сколько альбомов К.Боссоли 1856 года сохранилось. Достаточно сказать, что когда в 1974—1975 годах в Италии готовилась юбилейная выставка «50 лет европейской жизни в рисунках и картинах художника из Тичино», ни в музее города Лугано (кантон Тичино), где родился К.Боссоли, ни в музее г.Турина, с которым связаны последние годы его жизни, подобного издания не нашлось. Устроители выставки отыскали его в частном собрании.
  На самом деле альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» — произведение целостное. По замыслу автора, оно представляло бы собирательный образ Тавриды, образ Крыма, который «должен был в сцеплении земных происшествий претерпеть все бури и перемены, чтобы процветать под сенью мирной Державы». Готовя издание, К.Боссоли отбирал сюжеты, наиболее полно иллюстрирующие и разнообразие природных ландшафтов полуострова, и бо¬гатство его истории, где сменялись эпохи, народы, культуры... Оставленные ими памятники мастер ста¬рался не только достоверно зафиксировать, но и передать их подлинное очарование.
 Порядок расположения литографий также определен самим художником. Он помещался на отдельной странице, весьма интересной для исследователей. «Лист описаний» позволяет установить точное название каждого рисунка, ведь разрозненные литографии зачастую именовали произвольно, используя географические привязки. Особо ценны аннотации, коими К.Боссоли сопроводил рисунки. Это сведения о численности и характере населения, исторические факты и любопытные подробности, личные впечатления, даже лингвистические курьезы, когда одна и та же географическая местность именуется по-разному (вероятно, как слышал художник от местных жителей или проводников).



  Альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» являет развернутую панораму бытия по-среди роскошной природы: великолепные виды Южнобережья и морские перспективы, пейзажи Крымских гор и тихая прелесть уютных долин, романтические руины древнего Херсонеса и суровые стены генуэзских крепостей, таинственные «пещерные города», заброшенные старые кладбища и экзотика мусульманского Востока... Следы ушедших цивилизаций — от античности до нового времени.
В пейзажи включены очаровательные жанровые сцены: морские купания близ Евпатории, путешествие на верблюдах по степи, татарский праздник на Южном берегу... Удачное введение в интерьер, пейзаж человеческих фигур — достоинство авторской манеры К.Боссоли. Будь то крупные персонажи на переднем плане или миниатюрные фигурки в отдалении — композиция безупречна, позы естественны. Отчетливы не только детали костюма, но по¬рой и черты портретного сходства. Есть основание полагать, что на рисунке «Могила Митридата» изображена чета Воронцовых. За группой участников татарского праздника просматриваются мужские фигуры в европейском платье. Возможно, среди них — сам художник со своим высоким покровителем. На многих рисунках присутствует узнаваемая фигура путешественника. Быть может, так К.Боссоли выразил любовь к земле, в красоте которой желал бы пребывать всегда. Желание, впрочем, созвучно умонастроению его современников, которые посетили Крым: «Здесь просвещенному человеку можно найти спокойствие и мирное с самим собою и природою житие».
  Вкус мастера к журналистскому изорепортажу очевиден в изображении городов, портов, фортификационных сооружений. С присущей художнику детализацией запечатлены центральные улицы Симферополя, Севастополя, Керчи, набережная Ялты, военные корабли на севастопольском рейде. То были свидетельства бурного экономического и политического развития края, обусловленные его новым статусом.
 Таким образом, литографии К.Боссоли являются уникальным источником, отражающим целую эпоху истории Тавриды первой половины XIX в. В этом мнении сходятся историки и краеведы, этнографы, художники, ландшафтные архитекторы.



1.Евпатория
"Это вид с морского побережья. Слева — здание таможни; в центре — караван-сарай и большая мечеть; в отдалении — новая русская церковь.
В этом, одном из наиболее густонаселенных городов в Крыму, перед войной проживало около 15 тыс человек”.
История города уходит в глубь тысячелетий, к поселениям эпохи меди, бронзы, к господству тавров,ранних скифов. На рубеже VI—V вв. до н. э. здесь появился греческий город Керкинитида, о чем повествуют многие античные авторы (Гекатей Милетский,Геродот и др.). Керкинитида была значительным центром земледелия, ремесла и торговли.Разрушена вторжением варваров (гуннов) в IV в. н. э. Во времена турецкого владычества (с 1475 г.) город именовался Гезлёв (в русских документах — Козлов). Являлся признанным международным центром, печально знаменитым невольничьим рынком Европы, а также крупнейшим, после Бахчисарая,городом Крымского ханства.После вхождения Крыма "под Державу Российскую"(1783) город переименовали в Евпаторию(1784).



2.Вход в Севастополь с моря
"Слева расположен форт Константина; справа можно увидеть форт Александра и форт Св. Николая; в центре, на заднем плане, —инкерманские маяки”.
Каменные двух- и трехъярусные форты-батареи для защиты Севастополя от неприятельского флота были возведены в 1846—1847 гг. при адмирале М. П. Лазареве. Из упоминаемых художником фортов сохранились только Константиновский и Михайловский.



3.Река Альма
"Вид с дороги от Симферополя к Бахчисараю. На заднем плане возвышается Чатыр-Даг, высочайшая гора полуострова”.
Высочайшая гора на полуострове не Чатыр-Даг, как полагал К. Боссоли, а Роман-Кош — 1545 м.



4.Руины античного Херсонеса близ Севастополя
"На переднем плане руины и Херсонесская бухта;на заднем — форт Константина и вход в Севастопольскую гавань”.
Херсонес — древнегреческий полис, основанный в конце V в. до н. э. колонистами из Гераклеи Понтийской. Крупный экономический, политический и культурный центр античного мира.В V—VI вв. н. э. был оплотом Византийской империи на Северном побережье Черного моря.С Херсонесом связано знаменательное событие отечественной истории: здесь принял святое крещение Великий киевский князь Владимир.В XIII—XIV вв. город неоднократно подвергался опустошительному вторжению монголо-татар.Просуществовав почти две тысячи лет, к концу XV в. он приходит в полный упадок. Ко времени путешествия К. Боссоли Херсонес являл собою романтические руины с остатками крепостных стен, башен, городских ворот.


5.Река Кача
"Вид, открывающийся неподалеку от деревни Бия-Сала”.
Деревня Бия-Сала — современное с. Верхоречье Бахчисарайского района.



6.Вид форта Св. Николая
"Один из крупнейших фортов, где собрано около 300 орудий, защищающий как вход в большой Севастопольский залив, так и военную гавань”.



7.Севастополь, видимый со стороны Северных фортов
"На переднем плане — весь город и военный порт;справа — форт Св. Николая и форт Александра;слева — большая гавань Инкерманской бухты”.



8.Общий вид Севастополя с наблюдательной башни в центре города
"Самое высокое здание впереди — библиотека; справа — Кафедральный собор и Адмиралтейская башня, военный порт, форт Св. Павла, доки и часть Матросской слободы; слева — Артиллерийская бухта; по ту сторону залива, на заднем плане, — форт Константина, Северное укрепление и инкерманские маяки”.
Город был основан в 1783 г. Первое время его называли Ахтиар, по названию маленького поселения и бухты, впоследствии переименованной в Северную. Именно в Ахтиарскую гавань еще в 1782 г. пришли на зимовку первые русские корабли; там же была построена казарма для экипажа — первое здание будущего города. Официальное название Севастополь (в переводе с греческого — величественный, достойный славы город) впервые встречается в письменном распоряжении Екатерины II князю Г. А. Потемкину от ІО февраля 1784 г. В 1804 г. русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского
флота (вместо Херсона).



9.Арсенальная гавань, или Военный порт, Севастополь
"На переднем плане находятся старые линейные корабли, ныне используемые в качестве тюрьмы;справа — матросские казармы; слева — часть города”.
Казармы для матросов (на 6 тыс. человек) строились при адмирале М. П. Лазареве. Здания сохранились.



10.Интерьер раннехристианской церкви
"Выдолблена в инкерманских скалах”.
К. Боссоли имеет в виду церковь Св. Климента.Известно, что римский епископ Климент за проповедь учения Христа в 96 г. был сослан римским императором Траяном на каторжные работы в каменоломни близ Херсонеса. Здесь он продолжал проповедовать христианское учение и, обращая в христианство местное население, способствовал появлению многочисленных храмов.Разгневанный Траян направил карательный отряд,уничтоживший многих последователей Климента;сам же проповедник в 101 г. был казнен.По преданию, храм, известный как церковь Св. Климента, он высек собственноручно. Это не соответствует действительности, т. к. возникновение храма датируют VIII — нач. IX в.; создан он был,вероятно, монахами — беженцами из Византии.



11.Устье реки Черной при впадении в Инкерманскую бухту и Севастопольскую гавань
"Слева видны инкерманские скалы; позади — горы у входа в Байдарскую долину”.



12.Остатки генуэзских укреплений в Инкермане
"На заднем плане видна Севастопольская гавань”.
Укрепления, изображенные на рисунке, принадлежали не генуэзцам, как ошибочно полагал художник,а феодоритам. Крупное средневековое княжество Феодоро
(Мангупское княжество) находилось неподалеку от Бахчисарая, на обширном укрепленном горном плато Мангуп. Оно существовало с XIII в.,вплоть до завоевания всего полуострова турками (1475). Мощное государство на протяжении веков сохраняло экономическую и политическую самостоятельность, конкурировало с Крымским ханством и генуэзскими городами. На рисунке — руины крепости Каламита, которая явилась форпостом княжества Феодоро, защищала его торговый порт.



13.Вид Инкерманской долины
"На дальнем плане виден Севастопольский залив;в низовье долины — река Черная; справа изображена инкерманская скала, где найдено большое количество пещер, выдолбленных, как говорят, христианами ранних времен, чтобы обеспечить себе убежище от преследований”.



14.Монастырь Св. Георгия
"Расположен между Камышовой бухтой и Балаклавой.Основан около X века. Монахи служат капелланами на русском флоте в Севастополе”.
В христианстве существует легенда, что монастырь был создан в 891 г. греками, спасенными Св. Георгием во время бури у мыса Фиолент. На скале в бухте им явилась икона Св. Георгия, которая впоследствии была перенесена в монастырь. К. Боссоли знал эту легенду, о чем свидетельствует сюжет рисунка. Однако точное время основания обители неизвестно.Прекрасный знаток истории Тавриды А. Л. Бертье-Делагард полагал, что монастырь возник не ранее XV в. Его мнение разделяют многие исследователи. Художник запечатлел здание нового храма, возведенного в 1810—1816 гг. на месте прежней обветшалой постройки. Сведения К. Боссоли о службе монахов на кораблях достоверны. Однако в православной традиции они именовались не капелланами, а иеромонахами. В годы Крымской войны Георгиевский монастырь почти не пострадал. Французский главнокомандующий маршал Сент-Арно отдал приказ о его охране. И, вероятно, не только потому, что здесь помещалась телеграфная станция союзников; нередко они сами посещали ежедневные службы. Здесь же был устроен лазарет для раненых и больных.



15.Общий вид побережья, простирающегося от мыса Фиолент до Севастополя
"В центре виден мыс Херсонес и Камышовая бухта”.



16.Вход в гавань Балаклавы
"На возвышении — остатки генуэзских укреплений”.
Балаклава расположена в 12 км от Севастополя, в небольшой живописной бухте. Древние греки называли ее Сюмболон (Гавань символов). Предполагают, что именно это место описано в "Одиссее" Гомера как порт листригонов Аамоса — мифических великанов, с которыми столкнулся отважный мореплаватель и его спутники.



17.Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений
"Слева — вход в гавань; справа — город”.
В середине XIV в. Сюмболон завоевали генуэзцы и назвали Чембало. В 1475 г. город захватили турки, давшие ему название Балык Юве — Рыбье гнездо, трансформированное в Балаклаву.



18.Балаклава, вид с берега
В 40-х гг. XIX в. Балаклава — крохотный городок, население которого (в основном греки) занималось рыбным промыслом. В период Крымской войны в Балаклавской бухте базировался английский флот.



19.Дворец князя Воронцова в Алупке
"Великолепное сооружение из зеленого гранита; стоит около 20 млн. рублей; на его возведение было потрачено почти 30 лет. Позади возвышается гора Св. Петра, одна из наиболее высоких в Крыму”.
М. С. Воронцов впервые посетил Крым в 1822 г. Решив обосноваться на побережье, приобрел земли в Алупке, Ай-Даниле, Массандре, Гурзуфе и др. По замыслу князя, в Алупке надлежало устроить имение, которое стало бы не только летней резиденцией, но и главным майоратным владением фамилии. Проект дворца был заказан талантливому английскому архитектору Э. Блору. Он прославился, исполняя заказы английского Королевского двора, реставрировал дворцы в Оксфорде, Кембридже,
участвовал в строительстве Букингемского дворца в Лондоне. Воронцовский дворец — шедевр творческой фантазии Э. Блора. Архитектурный облик гармонично сочетает традиции зодчества различных эпох и культур. Северный фасад дворца воссоздает английский феодальный замок в стиле Тюдоров. Южный, обращенный к морю, напоминает Альгамбру — дворец арабских халифов. Первые работы в имении начались в 1824 г. со строительства загородного дома. Сам дворец возводился
с 1830 до 1851 г., когда окончательно благоустроили верхнюю террасу, фонтаны. Руководил работами архитектор В. Гунт. Пребывая в гостеприимном доме Воронцовых,
К. Боссоли исполнил серию прекрасных акварелей (хранятся в Эрмитаже). Рисунки убеждают,что основное строительство почти полностью закончилось к 1841 г.
Дворец отлично вписан в великолепный парковый ансамбль — памятник ландшафтной архитектуры,созданный садовником К. Кебахом.



20.Татарский дом в деревне Алупка
"Такие дома обычно сооружают примыкающими к большой скале, сторона которой служит стеной. На плоской кровле, когда хорошая погода,обыкновенно собираются обитатели, работая или наслаждаясь обществом друг друга”.



21.Интерьер татарского дома



22.Татарская школа для детей



23.Вершины горы Св. Петра
К. Боссоли употребляет латинский вариант названия. В крымской топонимии немало наименований, восходящих к греческому, а точнее, к крымскому варианту новогреческого (так наз. румейского) языка. Слово Ай (Аня) имеет значение Святой (Святая). Отсюда название Ай-Петри, употребляемое до сих пор.



24.Мыс и маяк Св. Теодора
"Между Алупкой и Ялтой”.
Это мыс Ай-Тодор. В раннем средневековье здесь стоял монастырь Св. Феодора Тирона. Маяк появился в 1835 г. для надобностей гидрографической службы Черноморского флота; впоследствии реконструировался. Существует по сей день. На рисунке в перспективе побережья видна Ялта.



25.Вид Ялты
"Этот город, расположенный в самой красивой части Южного берега Крыма, особенно разросся в последние годы и обязан своим процветанием покровительству князя Воронцова”.
Ялта расположена в центральной части природного амфитеатра, ограниченного с севера хребтом Крымских гор, на востоке — мысом Мартьян, на западе — мысом Ай-Тодор. По легенде, название восходит к древнегреческому Ялос (берег); поселение именовалось Ялита. Особое участие М. С. Воронцова в судьбе Ялты, как подчеркивает К. Боссоли, — факт исторический. Именно Ялта виделась генерал-губернатору края административным и экономическим центром южнобережья. При нем она впервые удостоилась внимания российских императоров.



26.Татарский танец
"В Массандре, на вилле, принадлежащей князю Воронцову”.



27.Грот в Гурзуфе
"На дальнем плане видна гора Аю-Даг”.



28.Гора Чатыр-Даг
"Высота около 5200 футов. Вид с тропы, ведущей к вершине горы Демеджи”.
Рисунок — великолепный образец панорамного пейзажа. На переднем плане — отроги горы Демерджи. В центре — одна из наиболее примечательных вершин Крыма — Чатыр-Даг (в переводе с тюркских — шатер-гора). Горные массивы разделяет скрытый густым туманом Ангарский перевал,через который в 1824—1826 гг. проложили первую дорогу от Симферополя к Алуште. Художник несколько преувеличивает высоту Чатыр-Дага (5200 футов = 1585 м); на самом деле она составляет 1525 м.

JPG

DJVU
Категория: Графика | Просмотров: 2441 | Добавил: grafoman-x | Теги: крым, воронцов, пейзаж, Карло Боссоли, массандра | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]